Профессиональная деятельность как классного руководителя

Воспитательный  проект  классного  руководителя  7  класса 
МКОУ «Евгащинская  средняя  общеобразовательная  школа»  Большереченского  муниципального  района  Омской  области
Назаренко  Елены  Юрьевны


Духовно — нравственное воспитание — целенаправленное формирование и развитие личности ребенка
Орудием и посредником  воспитания должна быть
любовь, а целью – ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ…
                                                                                                       В.Г.Белинский

  В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни учителя считают ее дополнительной к своей преподавательской деятельности, другие называют ее самой главной. Как бы ни была трудна работа классного руководителя, она, несомненно, нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, создается  соответствующая эмоциональная атмосфера, т.е. происходит формирование  и  развитие  личности  ребенка. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воздействий остается классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, именно  он  занимается    духовно-нравственным  воспитанием.  
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.
В настоящее время идет  поиск нравственных ориентиров. Поэтому  проблема  нравственного  воспитания  актуальна. Это  подтверждается  и  результатами  анкетирования  педагогов нашей школы. На вопрос «Что, на Ваш взгляд, изменилось в поведении школьников за последние годы – 3-5 лет?», учителя  указали  на  то, что дети стали «более свободны, самостоятельны, уверенны в себе, активны, прагматичны».
Педагоги отметили и отрицательные изменения в поведении современных школьников: это «равнодушие к окружающему миру, людям» (17%), «дети стали более агрессивны, циничны, эгоистичны» (15%), «обесценилось нравственное поведение, низкий уровень воспитанности» (11%).

Почему так происходит?
Кто же оказывает наибольшее влияние на духовно – нравственное воспитание школьников?
С этим вопросом мы обратились к педагогам нашей школы и родителям учащихся.
И получили результаты (рис. 2)  из которых мы видим, что воспитание есть процесс социальный. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.
Чтобы  определить, осознают  ли  дети  нравственную  сторону  взаимоотношений, я  предлагала  своим  школьникам  написать мини-сочинение на  тему «Что  вы  цените  в  людях?». Почти все  дети  отдали  предпочтение  таким  нравственным  качествам  личности, как  доброта, справедливость, способность  к  дружбе, смелость.
Поэтому целью моего образовательно-воспитательного процесса стало: формирование и становление интеллектуальной и духовно – нравственной личности.
Для достижения поставленной цели были  определены  следующие задачи:
1. Объединить  процессы  воспитания в школе и семье.
 2. Сформировать  ценностные  ориентации личности школьника.
 3. Развивать творческие способности.
Ожидаемый конечный результат:
Формирование навыков и привычек нравственного поведения.
Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств.
Для осуществления целенаправленного воздействия на формирование интеллектуально-нравственной личности был  использован следующий вариант системы, включающий  в себя 4 компонента:
Целевой, который направлен на осознание детьми общечеловеческих ориентиров и социального поведения в соответствии с ними. Из  анкет обучающихся  я  выяснила  как  они  понимают  определение  понятия.
Справедливость  подростки  определяют (понимают), как  честность (54%), щедрость (40 %): «делится  всем, не  жадный».
Способность  к дружбе – это   помощь  друг  другу (21 %), честность (8 %), хорошие  взаимоотношения (48 %), преданность  друг  другу (15 %), общие  интересы, досуг (17 %), общение (10 %).
Часть  школьников (26 %)  затрудняются  четко  дать  определение  понятию «дружба», («дружба – это дружба»).
Интересно  дети рассматривают  понятие  «доброта».
 «Добрый человек - это человек, который во всём помогает, делится всем, умный, послушный, не обижает никого, не обзывается, не злой, все­гда здоровается, ласковый, заботливый, вежливый».
Замечу, что менее зрелые подростки, с одной стороны, высоко ценят доброту, справедливость, дружбу, любовь, счастье, смелость. Но, с другой стороны, они вкладывают в эти понятия односторонний смысл: это их должны любить, к ним должны относиться справедливо.
Лишь несколько сочинений на тему «Идеал настоящего человека» вы­делялись своей эмоциональностью, целостностью:
«Настоящий человек должен нести ответственность за себя и за детей, должен быть честным, благородным, не обижать слабых, уважать старших.
Если бы все были такими, мы бы сейчас жили, как раю!» Но таких ра­бот немного. Школьники 5-го – 6 –го  классов ещё испыты­вают трудности при определении нравственных понятий. У них есть зна­ния о моральных нормах, но эти знания хаотичны и бессистемны. Боль­шинство нравственных переживаний детей, наблюдения взяты не из жиз­ни, а из книг, фильмов, обсуждаемых ситуаций. Эти сведения не связаны с нравственной сферой самого подростка. Знание ребёнком нравственных норм ещё не говорит о его воспитанности. Важно, чтобы хорошо осозна­ваемые нравственные нормы стали мотивами поведения. «Помогите нам открыть себя!» - подобными словами мои семиклассники выражают потреб­ность в нравственном самопознании. Познать себя, чтобы заняться само­анализом, самокритикой, строить свою личность осознанно, с учётом соб­ственных достоинств и недостатков. Чтобы понять старшеклассника, необ­ходимо пристально вглядеться в то, как он живёт, с кем дружит, узнать его мысли и стремления. А, поняв, обязательно помочь ему. Помочь тактично и ненавязчиво разобраться в самом себе, поддержать, приободрить, напра­вить по правильному пути.
Содержательный, который раскрывается через овладение «азбукой нравственности» и воспитание школьников в традициях отечественной культуры.
 Деятельностный. В него входят три понятия:
·        активная творческая деятельность,
·        приобщение к ценностям родного края,
·        формирование патриотических чувств.
Оценочно-результативный, при помощи которого осуществляется диагностика и самодиагностика, анализ психолого-педагогической поддержки, а также коррекция.
Содержательный и деятельностный  компоненты  реализуются  через  следующие направления моей  педагогической деятельности:
1.     Формирование потребности в здоровом образе жизни.
2.     Патриотическое воспитание.
3.     Формирование духовности.
4.     Эстетическое развитие.
5.     Развитие детского общественного движения.
6.     Совместная работа школы и семьи.
Для  осуществления  такой  работы  был  разработан  цикл  классных  часов:

5 класс –
1. Общение в жизни человека.
2. Зачем нужно знать себя?
3. Я глазами других
4. Мой внутренний  мир
5. День  Земли
6. Я становлюсь личностью
7.Уважение
8.  Его  имя  носит  школа

6  класс -
1. Мы все разные
2. Прощение
3. Как  научиться  прощать
4. Законы жизни
5. Я – личность?!
6. Эмоции и чувства
7. Решаем свои проблемы. Позитив и негатив.
8. Мой край родной

7 класс -
1.     Учимся  переживать
2.     Как  научиться  сотрудничать?
3.     Нет вредным привычкам!
4.     Режим  дня
5.     Какая у вас дружба?
6.     «Скажи, кто  твой  друг, и я скажу, кто  ты»
7.     О культуре поведения
8.     О культуре спора

8 класс -
1.     Советы  юным
2.     Сказки от Леонардо, или Урок здравого смысла
3.     Вверх по лестнице жизни
4.     Мои нравственные  ценности
5.     Быть  Человеком - …
6.     Люди, без которых мне одинок.
7.     Подростковая  агрессия. Любовь к себе.

9 класс -
1.     В  чем  смысл  жизни?
2.     Страна, в которой мне хотелось бы жить
3.     О мужественности  и  нежности
4.     К чему стремятся люди в жизни
5.     Поговорим о счастье
Организация воспитательного процесса проявляется в разных формах и приемах воспитания. В своей воспитательной работе использую такие формы, как конкурсы рисунков и поделок, спортивные мероприятия, общешкольные, семейные праздники, трудовые дела, творческие сочинения, стихи и рассказы о дружбе и помощи, встречи с интересными людьми, экскурсии, патриотические мероприятия, акции милосердия и другие.
Измерителями результатов работы по нравственному воспитанию стали наблюдения, разбор проблемных вопросов, анализ конфликтных нравственных ситуаций, сочинения, рисунки, поделки детей, а также анкеты и диагностики.
А также выделены наиболее эффективные методы словесно - эмоционального воздействия:
Рассказ. Он помогает учащимся понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.
Разъяснение. Применяется, чтобы сформировать и закрепить новое моральное качество или форму поведения, а также для выработки правильного отношения ученика к совершённому поступку.
Внушение. Используется в тех случаях, когда воспитанник должен принять определённые установки и мотивы поведения.
Этическая беседа. Применяется в обсуждении и анализе поступков и выработке нравственных оценок.
Метод наглядно – практического воздействия – пример.
Пример даёт конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения.
Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной и деятельностной. Использование разных методов и приёмов, а также проведенные мною мероприятия дали положительную  динамику развития нравственных качеств обучающихся.
В  своей  работе  придерживаюсь  следующих  принципов воспитательного  взаимодействия  с  классом:
1.                Личностно-ориентированный
2.                Деятельностный
3.                Принцип сотрудничества
4.                Гуманизация воспитания
5.                Природосообразность воспитания
6.                Культуросообразность воспитания
7.                Принцип открытости
8.                Дифференцированный.
9.                Средовый
10.           Человековедческий
11.           Эмоциональный
12.           Отношенческий
13.           Диалогический

На сегодняшнем этапе  наблюдаю:
1)                Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом.
  классе  есть обучающиеся  с  гиперактивным типом поведения. Очень сложные  в  общении, но  по  своей  сути  добрые  и  адекватно  реагирующие  на  замечания  взрослых  обучающиеся. Благодаря  совместным  усилиям  с  учителями, родителями  с  ними  на  данном этапе  стало  намного  проще  разговаривать, им  самим выполнять  различные  задания. Уже  нет  таких  эмоциональных  взрывов, какие были еще в 5-м классе). (рис. 3)
2)                Ощущение себя равноправным членом общества.
(Мои ученики принимают активное участие  не  только  в  классных  и  школьных  мероприятиях, но  и  на  муниципальном  уровне. Активное  участие  принимают  и  жизни  родного  села.) (рис. 4)
3)                Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков.
(По  итогам  школьного  интеллектуального  марафона в  2009 – 2010  года  класс был  признан  самым  интеллектуальным, и в последующие два года класс  находится не в последних рядах  участников). (рис. 5) 
4)                Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам.
(Благодаря  всей  системе  работы  с  классом  с  началом  изучения  новых  предметов (химия, физика, обществознание)  у  обучающихся  нет  проблем  с  выполнением  домашнего задания, подготовкой  к  урокам, дисциплиной  на  занятиях, проблем  с  адаптацией  к  новым  преподавателям. Дети  являются  активными  участниками  школьных  и  районных  олимпиад, научно-практических  конференций.) (рис. 6)
5)                Раскрытие собственной индивидуальности через навыки группового взаимодействия, работу творческого коллектива.
(При  подготовке  внеклассных  мероприятий  в  классе  хорошо  прослеживается  взаимопомощь, поддержка  выступающих  одноклассников. Каждый  старается  внести  свою  лепту  в  общее  дело. Поэтому  в  подготовке  и  самих  выступлениях  ученики  принимают  активное  участие.
 При  слаженной, продуманной  и  спланированной  работе  с  родителями  и  детьми  работать  становится  легче. Дети  активны, участвуют  во  всех  школьных  мероприятиях  и  занимают  первые  места; творчески  развиты: поют, танцуют, рисуют, вяжут, шьют. В  районных  выставках  ручного  творчества  неоднократно  занимали  призовые  места.) (рис. 7)
6)                Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.
  моем  классе нет  ни  одного  ученика  который  бы  курил  или  принимал  алкогольные  напитки.) (рис. 8)
7)                Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.   
(Вся  эта  система  помогает  действовать  заодно  во  благо  детей  и  учителей  и  родителей, которые  сами  оказывают  активную  помощь  не  только  в  подборе  материалов, изготовлении  костюмов, декораций, но  и  при необходимости  сами  принимают  активное  участие  в  мероприятиях.)                             
Выработав  к  концу  обучения  в  5-м  классе «Законы классного коллектива»  мы  стараемся  их  соблюдать  и  на  сегодняшний  день:
Закон уважения:   Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
Закон храбрости:  Будь храбрым и не бойся препятствий.
Закон любви:  Люби своих друзей, Родину и все то, что тебя окружает.
Закон доброты:  Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям добро.
Закон трудолюбия: Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад!
Закон дисциплины:  Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.
Закон милосердия:  Рядом с тобой может оказаться человек, которому  нужна помощь. Помоги!!!
         
         И всё же теоретические знания преобладают над практическими умениями, поэтому работу по формированию нравственности мы будем продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития»  для  закономерного  нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро».